Сначала
это начало ухать где-то в каких-то подвалах, а порой даже (кто бы мог
подумать?!) в небольших английских музыкальных магазинах. Это никто не
воспринимал всерьез – думали очередной бзик английских пиратских
радиоста нций и локальной культуры, замешанной когда-то на ямайском
дабе, американском госпеле и R'n'B и подарившей миру сначала джангл
(быстро переименовавшийся в драм-н-бэйс), а потом уже обозначившей себя
как ту-степ и гэрридж (по-английски термин garage обозначает, как и
американский вокальный хаус, так и порождение подпольной английской
культур ы, поэтому, чтобы отличаться говорят «гэрридж» и к слову garage
приписывают две буквы UK). После таких хитрых стилистических сплетений
на арену вышел стиль, для которого в музыкальных магазинах даже начали
заводить отдельные полки. Имя ему дабстеп, и сейчас там происходит
самое интересное, что только может происходить в электронной музыке
нулевых.
У дабстепа есть (по крайней мере это более менее похоже на правду)
родители, дата рождения (сильно размытая), место и первые супер-звезды.
Одни м из таких людей по всем правилам стоит считать Бени Утмана (Beni
Uthman) называющего себя просто Бенгой (Benga) и являющегося
стопро центным дитем гэрриджа. За это стоит винить двух его старших
братьев, у которых вечно приемники были настроены на частоты, где
грохотала и бухала басовитая английская музыка. Несмотря на то, что он
волей-неволей слушал басы гэрриджа и топал в такт жестким басам самых
мрачных проявлений драм-н-бейса (в девять лет, он слушал как его брат,
будучи в роли MC, начитывал под мрачнейший трек DJ Krust «Warhead»),
попутн о брал уроки игры на пианино и попал под влияние приджазованного
гэ рриджа, который любил играть Wookie. Музыка была для него просто
фоном – он мечтал стать профессиональным футболистом, быть окруженным
внимани ем противоположного пола и, чего уж греха таить, быть
знаменитостью . «А я все слушал Wookie, и понимал что вот тема-то
крутая, что мрачная музыка не обязательно может быть жесткой, и чем
дальше слушал, тем больше хотелось сделать что-то подобное»,
рассказ ывает Бенга.
На его счастье в недрах компании Sony родилась игра Music 2000 с
помощью которой можно было на своей Playstation делать какие-то
примитивн ые треки. Бенгу это захватило: в доме появился компьютер и
более серьезные программы. Он все хотел сделать «как у Wookie», однако
чем дальше он влезал в дебри программ, тем больше его музыка уходила от
его кумира. Это сложно было назвать гэрриджем, пускай даже и мрачным,
это вообще сложно было назвать хоть как-то. Помимо этого, в школе, он
близко сошелся с Олли Джонсоном (Ollie Jones), который корпел над
созданием хитро закрученных барабанных сбивок и синтезировал интересные
ударные . В школе Олли все звали просто «Scream», и парни быстро сошлись
на стандартных увлечениях городских тинейджеров – тайком пить,
разрисовывая мосты, заборы, поезда и прочую муниципальную
собс твенность, да еще им очень нравилось нелегально проникать на всякие
рэйвы, куда людям младше 18 вход обычно заказан. Помимо всего прочего
они объединили свои интересы в написании музыки – теперь за ударные
отвечал Олли, а всем остальным обычно занимался Бенга.
Увлекаясь музыкой, проживая в Кройдоне, нельзя было пройти мимо
музыкального магазина Big Apple. За этим магазином стояли Артур Смит и
DJ Hatcha. Первый был известен еще в девяностых, устраивая
примечат ельные техно-вечеринки, с говорящими названиями, вроде «Final
Frontier», второй же был известен в гэрриджевых кругах и только только
запустил собственные вечеринки «FWD>>». «Мне кажется если бы не
они, то ничего бы у нас не было», рассказывает Бенга. «Они были нашими
поводырями. Рассказывали нам про свою любимую музыку, и ту, что нам
особенно нравилось Hatcha потом нарезал нам на виниле». Артур был уже
прожженным промоутером и человеком повидавшим жизнь. Он говорил о том,
что зачастую молодых людей, так страстно горящих идей жить музыкой, эта
страсть годам к тридцати покидает. «Нам он про это много говорил, но вы
поймите, мне было пятнадцать лет, я ходил в школу, невероятно хотел
выпустить что-нибудь на виниле, сильно прославиться и вообще стать
звездой», смеется Бенга. Вероятно что-то было в этих мальчишках, так
как именно на лейбле Смита Big Apple вышли первые треки Бенги и Скрима.
Он помогал им выживать в те времена, когда слова дабстеп еще никто не
знал, а получить деньги от музыки хотя бы на незначительные расходы,
было попросту невозможно. Он учил их всему, что знал сам, и
действительно первое время был их поводырем. Чтобы окупить расходы на
винил, Бенга делал кучи ремиксов на «галимый хаус», правда, под разными
дикими именами. Это он сейчас смеется над теми временами, а тогда свято
верил (да и верит сейчас) что музыка, которую кроме него понимали и
любили еще человек 15-20, займет положенное ей место. Все это
продолжалось довольно долго – вечеринки собирали человек 50-60 человек,
«FWD>>» гоняли из одного места в другое. Но в 2006 году Скрим
выпустил свой первый хит «Midnight Request Line», тем самым прорвавшись
из андеграунда в натуральный танцевальный мэйнстрим. «Я не хотел быть
еще одним поклонником Скрима. Чувак крутой хит забабахал, но меня прям
подмывало сделать что-то круче него. Не то, чтобы продавалось круто, а
чтобы на рейвах люди под него убивались», - говорит Бенга.
Пацан сказал – пацан сделал. Меньше чем через год он записал
пластинку, ставшую одним из главных хитов не только новорожденного
даб степа, но и зазвучал со всех рэйвов и танцполов, из программы Пита
Тонга «Essential Selection», обзавелся уже несколько бутлегами и стал
тем, чем раньше были треки вроде «Doom’s Night» Тимо Мааса или «Higher
State Of Consciousness» Джоша Уинка. Тем, что если ты не знаешь что
такое «Nights», если ты его не слышал то ты и клаббером не можешь
считаться – примерно так пишет британская профильная пресса про успех
этого сингла. Но сингл синглом, Бенга же, закусив удила, выдал один из
сильнейших альбомов в жанре, запечатлев в нем все связи дабстепа с
внешним миром: гэрридж, берлинское даб-техно, какие-то отзвуки
драм-н-бей са. Вся музыкальная пресса, словно сговорившись – от
авангардного The Wire до эстетского Groove или попсового DJmag
единодушного выставляют «Diary Of An African Warrior» высокие оценки, а
критики заливают елеем. «Мне тут после этого успеха люди начали
говорить, что, мол, все, жанр в тупик зашел и все хуже становится, -
оптимистично говорит этот двадцатиоднолетний музыкант, - Но мы со
Скримом так не считаем. Сейчас мне очень нравится то, что происходит в
жанре, я кучу музыки каждый день слушаю и многое мне нравится. Да и мы
со Скримом до сих пор как дети – деремся бывает даже, кто кому новый
трек поставит первый – я ему ору вот это послушай, а он мне мол, вот
слушай круто-то как. Весело все, одним словом».
В планах у Бенги куча всяких экспериментов. Вроде бы как вместе с
Nostalgia 77 он хочет записать альбом кавер-версий треков со своего
альбома, произносит страшную фразу про то, что ему интересно скрестить
дабстеп и электрохаус, и вдруг, ни с того, ни с сего, говорит: «Кто бы
мог подумать, что та кассета с джанглом на меня так повлияла».
(c) http://www.mixmag.i nfo