Скрытые затраты на автомобиль
Для большинства покупателей вполне достаточно этого чувства радости и удовлетворения от владения и управления автомобилем, весь вопрос в том, как долго это чувство продлится. Если на протяжении всего срока владения автомобилем — это удача, а если наоборот, то неверно выбранный автомобиль со временем будет все чаще вызывать раздражение. Это уже проблема, которая может даже привести к ДТП с серьезными последствиями!
Обозначить какие-либо универсальные критерии выбора невозможно (иначе на рынке давно победила бы только одна марка и модель), однако сегодня мы расскажем об общих подходах, принятых во всем мире.
Реальная стоимость владения
Когда покупают новый автомобиль, то обычно принимают во внимание только его стоимость и, возможно, затраты на содержание автомобиля . При этом затраты на обслуживание оценивают, исходя из стоимости планового техобслуживания (ТО), наивно полагая, что затраты на устранение всех остальных возможных поломок покроет гарантия. Однако даже гарантия производителя чаще всего бывает весьма ограниченной (чем дольше гарантийный срок, тем больше ограничений на «гарантийные случаи») и не компенсирует все расходы на ремонт (с учетом надежности той или иной модели), не говоря уже об установке и обслуживании дополнительного оборудования.
Помимо обслуживания и ремонтов, существуют и дополнительные затраты на содержание автомобиля, которые при покупке считаются второстепенными, а в действительности могут составить сумму, многократно превышающую затраты на сервис.
Эти дополнительные расходы учитывают, обесценивание автомобиля при возможной перепродаже на вторичном рынке (сюда входит как общая амортизация, так и потеря товарного вида, а также неизбежное падение цены предыдущей модели при рестайлинге), выплаты по кредитам, налоги и другие сборы, страховые взносы, расходы на ГСМ в процессе эксплуатации, на покупку различных аксессуаров, штрафы за нарушение ПДД, автомойку и т. д.
Задумайтесь, ведь если даже затраты на автомойку зависят от класса автомобиля (помыть внедорожник стоит на четверть дороже, чем семейный седан), то что уж говорить о других статьях расходов?
Поэтому, прежде чем определится с размерами суммы, которую вы можете себе позволить потратить на покупку автомобиля, необходимо оценить все статьи расходов, связанные с машиной, какими бы незначительными они вам поначалу ни казались.
В деловом мире для подсчета так называемой стоимости владения (по-английски — Total Cost Of Ownership или True Cost to Own — сокращенно TCO) давно разработаны различные методики и даже выпускаются специальные оценочные таблицы для различных хозяйственных областей, оборудования и рынков. Конкретные цифры сильно зависят от страны, где осуществляется покупка и эксплуатация автомобиля, но общие методики подсчета интернациональны.
В наиболее продвинутых в автомобильном отношении США, на популярном интернет-ресурсе www.еdmunds.com вы можете определить TCO вашего будущего автомобиля по всем годам владения (как нового, так и подержанного) и тут же сравнить полученные цифры с показателями других марок и моделей — потенциальных конкурентов
Разработчики таблиц TCO на edmunds.com решили выделить семь основных статей расхода:
обесценивание — потеря стоимости автомобиля с возрастом (Depreciation);
кредитные потери — процент и стоимость обслуживания кредита (Financing);
страховые взносы (Insurance);
налоги и сборы (Taxes & Fees);
расходы на горючее (Fuel);
обслуживание (Maintenance);
ремонты (Repairs).
Заметим, что это только основные статьи расходов, которые относительно нетрудно оценить еще до покупки автомобиля, а ведь «незапланированные» или «скрытые» затраты на автомобиль начинаются еще в автосалоне.
Стоимость покупки
Что касается стоимости автомобилей, то цены, указанные на рекламных плакатах или в проспектах, обычно отражают только базовые комплектации. А потом оказывается, что «интересная» вам автомашина будет стоить дороже базовой на 10–15 % и ждать ее придется 2-3 месяца. Установка дополнительных опций может только увеличить стоимость машины. Это всегда надо иметь в виду, останавливая свой выбор на конкретной модели. Так, например, базовая модель одной марки может стоить дороже, но содержать больше необходимых вам опций, и, напротив, привлекательная по базовой цене модель после полной калькуляции стоимости реального автомобиля становится совершенно неприемлемой.
На сайтах многих официальных дилеров можно произвести такую калькуляцию заранее, попутно выяснив принципиальную возможность того или иного дооснащения. Ведь не всякая комплектация допускает те или иные расширения, некоторые опции требуют установки «в пакете» с другими, а поставки каких-то существующих на бумаге конфигураций неоправданно затянуты.
Впрочем в международной практике существует даже такой термин, как «реальная цена продажи» (True Market Value Price), то есть, попросту говоря, цена, за которую определенную модель обычно покупают (с учетом всех заявленных опций). К сожалению, эта цена в рекламных проспектах не отражается, хотя многие производители стараются объединять наиболее востребованные опции в какую-нибудь стандартную комплектацию (естественно, не базовую).
Обесценивание
Как известно, в странах с высокоразвитым автомобильным рынком (в том числе и рынком подержанных машин) давно существуют каталоги и справочники цен на подержанные автомобили, а также общепринятый порядок расчета их продажной стоимости.
Для автомобилей американского рынка — это Used Car Guide издательства Kelley Blue Book Auto market report (США) и справочники N.A.D.A. (США), а для автомобилей европейских и японских производителей, предназначенных для европейского рынка, — PKW-Spezial издательства DAT-Marktspiegel (Германия) и Super Schwacke издательства Eurotax (Швейцария).
Конечно, главным фактором при расчете стоимости подержанного автомобиля является его пробег. Если за средний пробег принять цифру в 20–25 тысяч километров в год, то приблизительную цену можно получить с помощью специальных таблиц падения стоимости в зависимости от возраста машины. Отметим сразу, что такое падение стоимости на вторичном рынке сильно зависит как от марки, так и от модели автомобиля — наименьшее падение цены наблюдается у более утилитарных автомобилей, таких как внедорожники (SUV) или авто малого класса. С ростом класса автомобилей падение их цены ускоряется в зависимости от возраста и наивысшим будет у представительских машин, для которых существенным является их престиж и социальный статус владельца. И наконец, отдельную категорию составляют спортивные автомобили, стоимость которых с возрастом падает особенно сильно в связи с их небольшим сроком службы, обусловленным высокой степенью форсирования двигателей, а также в связи с неизбежным улучшением технологий, за которыми гонятся их производители.
Конечно, на стоимость автомобиля при перепродаже будут сильно влиять интенсивность его эксплуатации, наличие коррозии и повреждений от ДТП и т. д., но оценить такие тонкости заранее невозможно. Другое дело — комплектация автомобиля. Например, цена увеличивается, если в машине установлены кондиционер, аудиосистема, кожаный салон и пр. Такая корректировка предусматривается в таблицах Super Schwake и Code-Numern und Zuschlage fur Ausstattungen, причем цена автомобиля может существенно снизиться, если данная машина была разукомплектована. Однако специфика российского вторичного рынка автомобилей не позволяет однозначно оценивать вклад комплектации в общую стоимость при перепродаже.
Как бы там ни было, но падение стоимости автомобиля, особенно в первые годы владения, является самой существенной расходной статьей, о чем многие напрочь забывают. А между тем покупка автомобиля с минимальным падением продажной стоимости (пусть даже изначально более дорогого) может максимально снизить затраты на его владение.
Однако с течением времени более важную роль начинают играть другие расходные статьи.
Страхование
После вступления в силу закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) без соответствующего полиса нельзя зарегистрировать машину в ГАИ и пройти технический осмотр. Тарифы для данного вида страхования едины для всех страховых компаний, и сумму страхового взноса легко можно рассчитать заранее.
Сложнее с другими видами страхования, где стоимость полиса может варьироваться в зависимости от компании-страховщика. При покупке машины в кредит следует учитывать, что страховую компанию будет выбирать кредитор, так что стоимость полиса может оказаться максимальной для данной категории автомобилей.
Для новой машины чаще всего выбирают страхование на условиях КАСКО, которые предусматривают выплату страхового возмещения в случае повреждения, уничтожения и угона автомобиля.
Даже для первых лет владения страховые выплаты составляют примерно 8–10 % от текущей стоимости автомобиля и являются одной из самых значительных статей расходов, а со временем доля страховки в общих расходах еще более возрастает.
Выплаты по кредиту
Покупка автомобилей в кредит постепенно становится в России все более выгодным мероприятием. Причем сегодня можно купить в кредит не только новый, но и подержанный автомобиль. Однако многие автодилеры при продаже новых машин предлагают более выгодные условия (и даже компенсируют часть выплат), нежели банки при прямом кредитовании.
Что касается выплат по кредитам, которые повышают стоимость автомобиля, то они складываются не только из процентов, а включают еще и сборы за услуги различного вида, так что к подсчетам затрат при покупке в кредит надо относиться внимательнее. Это и различного рода комиссии, плата за перевод денег, страховки, услуги нотариуса, внесение в реестр залога, рассмотрение анкеты, экспертиза документов, открытие счета в банке и т. д.
Процентные ставки сегодня везде примерно одинаковые (около 13 % в валюте), а там, где меньше процент, больше плата за обслуживание кредита, и наоборот. По сути, отличается лишь предоставляемый разными банками сервис, качество работы персонала и время оформления кредита. И если вы где-то в чем-то и выиграете, то неизбежно проиграете в другом.
Впрочем многие банки могут сразу предоставить вам подробный отчет о том, насколько подорожает ваш автомобиль, то есть это фиксированная статья расходов, и она легко вычисляется (если, конечно, банк не изменит процентную ставку в течение срока кредитования, что обычно оговаривается во всех договорах).
Кстати, даже если вы не берете кредит для покупки автомобиля, то по этим банковским расчетам можете оценить, сколько вы теряете на том, что купили автомобиль, а не положили свои деньги на какой-нибудь счет с начислением процентов по вкладу.
Налоги и сборы
Помимо налога с продажи и перепродажи самого автомобиля, на стоимости владения отражаются еще дорожный и транспортный налоги, действующие согласно ст. 14 Налогового кодекса РФ.
Региональные власти устанавливают собственные налоговые ставки и постоянно их корректируют. Например, со следующего года транспортный налог в Москве значительно увеличится. Согласно новому документу, владельцы автомобилей, мощностью от 70 до 100 лошадиных сил будут платить 10 рублей за одну лошадиную силу вместо 5 рублей (как сейчас), для владельцев более мощных автомобилей, от 100 до 150 лошадиных сил, также повысится ставка транспортного налога — одна лошадиная сила обойдется им на 5 рублей дороже — в 20 рублей. Для хозяев машин мощностью от 150 до 200 лошадиных сил ставка налога увеличится с 20 до 30 рублей за одну лошадиную силу. А самый высокий транспортный налог предусмотрен для владельцев автомобилей мощностью более 250 лошадиных сил — аж 100 рублей вместо 35 нынешних!
Таким образом, налоговое бремя для владельцев мощных автомобилей вскоре сравнится с такими расходными статьями, как страховка или выплаты по кредитам.
Расход топлива
Расход горюче-смазочных материалов (ГСМ) зависит, конечно, от многих факторов, но если предполагается выполнить расчеты заранее, то обычно полагают, что дорожное движение осуществляется приблизительно на две трети по трассам и на одну треть — по городу. В соответствии с этим допущением по среднему пробегу и паспортным характеристикам автомобиля вычисляется расход горючего и, соответственно, делаются стоимостные оценки.
Конечно, в таких расчетах невозможно учесть изменение цен на бензин или дизельное топливо на бензоколонках, и трудно предположить, что в течение всего периода эксплуатации автомобиль будет в прекрасном техническом состоянии и его паспортные характеристики будут соответствовать реальным, однако грубую оценку затрат получить таким образом можно.
Кстати, «народная мудрость» по этому поводу утверждает, что затраты на бензин приблизительно равны половине затрат на обслуживание и ремонт автомобиля.
Обслуживание
Отметим, что затраты на обслуживание автомобиля нельзя ограничивать только плановыми ТО. Эта расходная статья складывается из двух типов затрат: стандартных и незапланированных. К стандартным затратам (плановое техобслуживание) относятся работы, выполнение которых рекомендовано заводом-изготовителем и происходит в зависимости от пробега и/или через определенные промежутки времени, обозначенные в сервисных инструкциях по той или иной марке/модели. Стоимость плановых ТО можно заранее выяснить у официальных дилеров марки. Незапланированное обслуживание включает такие работы, как сход-развал и балансировку колес, замену шин, аккумуляторов, тормозных колодок и дисков, дворников, лампочек в фарах, омывательной жидкости и т. д.
Понятно, что последние работы являются условно незапланированными, но тем не менее неизбежными, и отличаются от плановых ТО только тем, что выполняются не точно в срок, а по мере возникновения необходимости. Однако затраты на работы такого рода легко определить путем анализа статистических данных.
Отметим, что затраты на обслуживание периодичны и от возраста автомобиля не зависят, но, как правило, наиболее дорогие работы проводятся через 3-5 лет или на пробеге в 100 тысяч километров. При разумном времени эксплуатации современного автомобиля стоимость обслуживания в несколько раз превышает стоимость ремонта при возникновении поломок.
Ремонт
Под ремонтом обычно понимают любое устранение поломок, не связанное с периодическим обслуживанием автомобиля. Но в статью расходов включаются только те ремонты, которые не покрываются гарантиями изготовителя автомобиля. Как правило, необходимость ремонтов оценивают по рейтингу надежности автомобилей, который отражает количество поломок того или иного узла или детали на сотню или тысячу исправных автомобилей определенной модели. Однако с подсчетом затрат на такие ремонты дело обстоит гораздо сложнее, ибо не каждая машина легко ремонтируется после возникновения неисправности.
Чтобы починить некоторые в целом очень надежные автомобили, нужно вкладывать немалые деньги. Если при выборе автомобиля ориентироваться только на надежность или только на стоимость ремонта, то непонятно, какая из моделей дешевле в эксплуатации. Необходимо рассматривать эти два критерия в совокупности.
Британский журнал Which? недавно опубликовал сравнительный рейтинг надежности и стоимости ремонта автомобилей. С точки зрения надежности там все как обычно: с самой лучшей стороны показывают себя «японцы» и «корейцы», а «англичане», «американцы» и «французы» плетутся в хвосте. Однако графа стоимости устранения неисправностей внесла в рейтинг привлекательности марок существенные поправки.
Так, например, первая десятка самых надежных автомобилей на 4/5 состоит из машин азиатских производителей. Самые надежные машины (17,88 поломки на 100 машин) делает Mazda, за ней идут Toyota, Honda, Subaru, Mitsubishi, Honda, Seat, Nissan, Mercedes и Daewoo. А самыми ломающимися оказались внедорожники Jeep и Land Rover (43,75 и 46,23 поломки на 100 машин соответственно).
Однако самыми дешевыми в ремонте оказались машины марки Ford. В среднем затраты на устранение их поломок за 3-4 года эксплуатации составляют примерно 375 долларов. Затем идут Citroen, Vauxhall (он же Opel), Mazda, BMW, Peugeot, Honda, Volkswagen, Fiat и Volvo.
А дороже всего оказалось чинить такие марки, как Toyota, Jaguar, Mitsubishi, Jeep и Subaru (т. е. некоторые очень надежные марки оказались значительно дороже остальных в обслуживании и ремонте). Средняя стоимость ремонта автомобилей марки Subaru — 1798 долларов, что в три раза выше средней стоимости ремонта в целом (582 доллара).
Таким образом, когда на основании данных о средней стоимости починки и количестве поломок эксперты вывели интегральный индекс надежности автомобилей, то рейтинг по стоимости владения сильно изменился.
Впрочем первое место опять заняла Mazda, а такие «азиаты», как Honda и Hyundai, обошли Ford, заняв второе и третье места. Испанский Seat, впервые участвовавший в рейтинге, занял пятую позицию. Две другие марки концерна Volkswagen, собственно VW и Audi, расположились много ниже — на 10-й и 21-й строчках. BMW по сравнению с рейтингом надежности поднялась на 9 пунктов и вышла на седьмое место, Mercedes же опустился с 11-й на 12-ю позицию.
А вот редко ломающиеся Mitsubishi и Subaru из-за высокой стоимости ремонта проиграли многим европейским производителям. Они заняли 18-е и 25- е места соответственно (в прошлом году эти марки по тому же рейтингу были на 14-й и 22- й позициях).
Заметки на полях
Итак, надеемся, что в этой небольшой статье нам удалось показать, что выбор автомобиля даже с точки зрения минимизации затрат не такое уж простое дело и его первоначальная стоимость практически ничего не определяет.
Действительно, погнавшись за дешевизной, вы можете приобрести такую рубашку, которую нельзя стирать, и, потратившись на дорогую химчистку, поймете, что дешевле было бы вместо нее приобрести пару-тройку дорогих сорочек, но допускающих традиционные способы наведения чистоты.
Вообще в нашей жизни, как правило, ни один из слишком простых критериев не работает, и, только рассматривая различные аспекты в совокупности, причем не только в пространстве, но и во времени, можно получить более или менее достоверную картину.
Например, при покупке нового автомобиля основной статьей расхода сначала будет стремительное обесценивание автомобиля, выехавшего из салона, и существенную долю составят выплаты по кредиту. Затем падение остаточной стоимости замедлится, а суммы выплат по процентам кредита по мере возвращения долга упадут, но возрастет относительная стоимость страховки и подойдут сроки наиболее дорогого техобслуживания. И наконец, мало меняющийся в цене на вторичном рынке автомобиль с полностью выплаченным кредитом начнет ломаться, возрастет расход топлива из-за накопившихся неисправностей и т. д.
Можно, конечно, подобрать оптимальные сроки эксплуатации и замены автомобиля на новый, только вот для каждой модели эта оптимизация будет выглядеть по-своему, и универсальных рецептов тут не существует.
Кроме того, непонятно, как поместить в эту формулу эмоциональную составляющую покупки, когда, несмотря ни на какие затраты, вы только в этом автомобиле чувствуете себя комфортно…