Сегодня эксплуатация кризисной темы раздражает многих. Начавшиеся увольнения, и ожидаемое сокращение годовых премий представляют кризис не в столь забавном свете. Напоминания о проблемах там, куда приходишь отдохнуть и забыться – уже дурной тон.
Закатим пир во время чумы! - А после чумы?
Пир не пир, но пить, при возникновении проблем, в России умели всегда. На это можно рассчитывать. Всегда находились и будут находиться люди, которые, зная, что все заканчивается, решают с шиком и лоском закатить последнюю вечернику. Правда, раньше после таких вечеринок обычно стрелялись. Ну, или отправлялись в долговую тюрьму – для владельцев клуба, потерявших своего клиента, оба варианта равнозначны. Так что это действительно будет сжигание денег. Причем последних – после этого жечь станет нечего.
Вот Вам, а не гонорары! – Вот Вам, а не корпоративы!
В настоящее время некоторые ди-джеи и певцы начинают самостоятельно уменьшать свои гонорары. В первую очередь это относится к наиболее высокооплачиваемым (или, если говорить прямо, переоцененным) артистам, а также к начинающим ди-джеям, которые будут рады самой возможности отыграть в хорошем клубе. Но кризис ударил по корпоративам. А это очень важно. Это деньги и нужные связи, а топ-менеджеры сейчас беспощадно режут cost’ы. Причем сами топы, быть может, и не в силах отказаться от посещения любимого клуба, но за свой счет водить туда несколько десятков, а то и сотен лоботрясов – увольте.… Кстати, хорошая идея, мистер Смит! Действительно, давайте вместо корпоратива мы их лучше уволим! Так что может быть клубам и удастся сдать свои площадки, но драки за них ожидать вряд ли стоит.
Без нас не могут жить! – Смогут-смогут
Заблуждение владельцев в том, что они считают московскую элиту «подсаженной» на ночную жизнь, отказаться от которой люди просто не смогут. Отчасти это правда, но большинство аудитории все же больших денег не имеет и толку от них будет немного, так как они просто не в состоянии приносить доход. А число обеспеченных людей в России сокращается и, соответственно, уменьшаются и составляющие его сегменты – включая и тот, который ориентирован на ночные клубы столицы.
Кризис – это возможности. - Но не для всех
Клуб – это прекрасная возможность отвлечься от серых дней. В Америке расцвет Голливуда начался именно на время Великой Депрессии. Экономический спад 90-х привел к возникновению таких грандов, как The Tunnel, Sound Factory, Disco 2000. И действительно, клубы – это одно из немногих мест, где действительно можно продать людям мечту, надежду и другую жизнь. Хотя бы ненадолго. Но Россия – это совсем другая история. Посетителей в наших клубах любят за деньги. И не станут развлекать ночных жителей бесплатно. Проблемой является то, что продают наши клубы. В эпоху становления монстров отечественного клаббинга, упор делался на моду и гламур. И если в Европе считается правильным и логичным ходить в клубы, где можно интересно и хорошо провести время, то в Москве ходят туда, где модно и престижно. Так что продавать моду мы научились, а надежду – пока нет.
Что будет?
Самое правильное, что можно сделать, чтобы пытаться понять будущее – это прекратить читать аналитиков и экспертов. Или читайте тех, кто в июле предсказывал цену нефти через четыре месяца в 40 долларов за баррель. Нет таких? Тогда почему Вы интересуетесь их мнением сейчас? Мы нырнули в кризис в сентябре и сейчас приблизились к первому дну. От него можно оттолкнуться и поплыть наверх, а можно пробить дно и устремится в глубину – навстречу второму (и очень возможно, что не последнему). Нужно признать правду – мы не знаем, что будет. Есть различные варианты развития событий и различные вероятности их осуществления. Поэтому самое надежное – это быть готовым ко всему. В таком случае проще всего использовать сценарный подход – т.е. быть готовым к любому развитию ситуации. Как для мировой экономики в целом, так и для России в частности, можно рассмотреть две базовые предпосылки – усугубление кризисных тенденций или постепенное улучшение ситуации. Таким образом, мы получаем 4 возможных сценария развития событий, каждому из которых соответствует своя ситуация на клубном поле
II. Кризис отечественной экономики - снижение емкости рынка на среднесрочную перспективу, откат к концу 90-х годов, банкротство значительной части клубов. В каждом сегменте остается 1-2 лидера.
III. Россия – островок стабильности - коррекция, а затем стабилизация рынка на среднесрочную перспективу. Уменьшение среднего чека, но сохранение минимальной рентабельности, гарантирующей выживание.
IV. Фундаментальный кризис мировой финансовой системы - непрерывное падение интереса к клубам, кардинальное изменение структуры отрасли. Возможно – укрепление позиций «районных клубов» для молодежи и переход от роскошных VIP клубов к частным и крайне закрытым.
Чтобы понять, в каком именно направлении развивается рыночная ситуация, целесообразно использовать ключевые индикаторы. К примеру, данные смежных отраслей – коллег по luxury сегменту. Так, заметно упал спрос на аренду машин элитного класса. Упал прокат драгоценностей, впервые со времен Второй мировой войны элитные торговые дома снижают цены. О скидках на свои товары объявили Chanel, Versace, Christian Louboutin и Chloе, элитные бутики продовольствия теряют клиентов. В целом, если вы признаете наличие и системный характер кризиса, тогда вам лучше понять, что сейчас практически единственный правильный вариант действий – это сохранение того, что имеется на данный момент.
Меры по спасению утопающих
1. Начать зарабатывать. Кто сказал, что в клубе могут зарабатывать только за счет билетов, еды и напитков? Если не хватает креатива, всегда полезно взглянуть на сайты знакомств – ознакомиться с обилием способов вытягивания денег. Всякие мини аукционы, эксклюзивные изделия «только этого вечера», фотосессии и автографы приглашенных звезд, конкурсы на танец с «мисс танцпола» и прочее. Можно использовать и бесплатную рабочую силу, ведь многие молодые люди готовы на многое ради прохода в желаемый клуб. Вот пусть они и генерируют новые способы зарабатывания денег, проводят маркетинговые исследования удовлетворенности среди посетителей клуба, помогают на подхвате на черновых работах. Не надо привлекать исключительно девочек в купальниках. Вспомните тех же «флаерщиков» из 90-х.
2. Начать экономить. Клубы всегда старались поразить клиентов своим размахом, бьющей в глаза дороговизной, даже сами здания частенько строились с нуля, что уже нонсенс для Европы. Так что, оставшись без дешевых денег и не имея подпитки в виде экономического роста внутри страны, менеджеры должны в срочном порядке научиться решать проблему привлечения клиентов на базе ограниченных средств и в условиях строжайшей экономии.
3. Сохранить клиентов. В московских клубах ценят деньги. Но почему-то не посетителей, у которых эти деньги есть. К примеру, в одном из московских заведений клиент ежедневно заказывал ужин, а к нему бутылочку изысканного вина, ценой около 300 тысяч. Ужин к такому вину прилагался бесплатно. Но, недавно, после первого заказа вина всего лишь за несколько десятков тысяч рублей, клиенту сразу же был выставлен счет и за вино, и за ужин. Это – наша лояльность к клиентам.
4. Привлечь посетителей. Есть клиенты, которых мы не замечали. Просто они не знакомы с изысканными наслаждениями клубной жизни. Для первого прохода в клуб без знакомых, надо заплатить, предположим, 2000 долларов за гарантированный вход. Или быть позитивным, одеваться дорого, со вкусом, в стиле заведения. Кстати, в Европе считается, что человек получает заряд позитива именно в клубе. Собственно, для этого туда и ходят. У нас, если человек хочет пройти бесплатно, он должен придти со своим позитивом. А большинство из людей, непричастных к клубной жизни, не пойдут в то место, куда их могут не пустить, дабы сохранить чувство собственного достоинства.
5. Ценовая политика. Пожалуй, самое неправильное, что можно сделать – начать привлекать посетителей сниженными ценами. Во-первых, мало кто уйдет из любимого клуба со словами «в новом месте дешевле» – для человека из элиты это равнозначно плевку в душу самому себе. Кроме того, игра на понижение – это привлечение клиентов с наименьшей лояльностью, такой практикой пользуются только клубы-аутсайдеры. Проще раздать части постоянных посетителей клубные карты с хорошей скидкой.
А вообще, в эпоху приближающейся конкурентной борьбы, нужна только правильная стратегия и смена ментальности. К примеру, у нас распространена точка зрения, что если в самом клубе все дорого, а внутрь могут не пустить – значит, клуб хороший. Так вот: теперь самый хороший клуб – это тот, который понравился клиенту, куда он придет еще раз, и приведет друзей.