Клубы vs. Кризис

20.12.2008
Все больше и больше компаний вступают в борьбу с мировым финансовым кризисом. Новый гладиатор на этой арене – ночные клубы столицы. Еще несколько недель назад кризис воспринимался как отличный повод устроить стильную вечеринку. Тема была свежа и актуальна – все самые модные клубы Москвы – Soho Rooms, 1171, The Most, Rай, провели тусовки под лозунгом «Мы против кризиса». Ведь тема близка как олигархам и политикам, так и офисному планктону – словом, всем постоянным клиентам ночных заведений столицы. Каждый клуб постарался провести вечеринку оригинально, и в очередной раз оригинально заработал денег.

 

Сегодня эксплуатация кризисной темы раздражает многих. Начавшиеся увольнения, и ожидаемое сокращение годовых премий представляют кризис не в столь забавном свете. Напоминания о проблемах там, куда приходишь отдохнуть и забыться – уже дурной тон.

Закатим пир во время чумы! - А после чумы?

Пир не пир, но пить, при возникновении проблем, в России умели всегда. На это можно рассчитывать. Всегда находились и будут находиться люди, которые, зная, что все заканчивается, решают с шиком и лоском закатить последнюю вечернику. Правда, раньше после таких вечеринок обычно стрелялись. Ну, или отправлялись в долговую тюрьму – для владельцев клуба, потерявших своего клиента, оба варианта равнозначны. Так что это действительно будет сжигание денег. Причем последних – после этого жечь станет нечего.

Вот Вам, а не гонорары! – Вот Вам, а не корпоративы!

В настоящее время некоторые ди-джеи и певцы начинают самостоятельно уменьшать свои гонорары. В первую очередь это относится к наиболее высокооплачиваемым (или, если говорить прямо, переоцененным) артистам, а также к начинающим ди-джеям, которые будут рады самой возможности отыграть в хорошем клубе. Но кризис ударил по корпоративам. А это очень важно. Это деньги и нужные связи, а топ-менеджеры сейчас беспощадно режут cost’ы. Причем сами топы, быть может, и не в силах отказаться от посещения любимого клуба, но за свой счет водить туда несколько десятков, а то и сотен лоботрясов – увольте.… Кстати, хорошая идея, мистер Смит! Действительно, давайте вместо корпоратива мы их лучше уволим! Так что может быть клубам и удастся сдать свои площадки, но драки за них ожидать вряд ли стоит.

Без нас не могут жить! – Смогут-смогут

Заблуждение владельцев в том, что они считают московскую элиту «подсаженной» на ночную жизнь, отказаться от которой люди просто не смогут. Отчасти это правда, но большинство аудитории все же больших денег не имеет и толку от них будет немного, так как они просто не в состоянии приносить доход. А число обеспеченных людей в России сокращается и, соответственно, уменьшаются и составляющие его сегменты – включая и тот, который ориентирован на ночные клубы столицы.

Кризис – это возможности. - Но не для всех

Клуб – это прекрасная возможность отвлечься от серых дней. В Америке расцвет Голливуда начался именно на время Великой Депрессии. Экономический спад 90-х  привел к возникновению таких грандов, как The Tunnel, Sound Factory, Disco 2000. И действительно, клубы – это одно из немногих мест, где действительно можно продать людям мечту, надежду и другую жизнь. Хотя бы ненадолго. Но Россия – это совсем другая история. Посетителей в наших клубах любят за деньги. И не станут развлекать ночных жителей бесплатно. Проблемой является то, что продают наши клубы. В эпоху становления монстров отечественного клаббинга, упор делался на моду и гламур. И если в Европе считается правильным и логичным ходить в клубы, где можно интересно и хорошо провести время, то в Москве ходят туда, где модно и престижно. Так что продавать моду мы научились, а надежду – пока нет.

Что будет?

Самое правильное, что можно сделать, чтобы пытаться понять будущее – это прекратить читать аналитиков и экспертов. Или читайте тех, кто в июле предсказывал цену нефти через четыре месяца в 40 долларов за баррель. Нет таких? Тогда почему Вы интересуетесь их мнением сейчас? Мы нырнули в кризис в сентябре и сейчас приблизились к первому дну. От него можно оттолкнуться и поплыть наверх, а можно пробить дно и устремится в глубину – навстречу второму (и очень возможно, что не последнему). Нужно признать правду – мы не знаем, что будет. Есть различные варианты развития событий и различные вероятности их осуществления. Поэтому самое надежное – это быть готовым ко всему. В таком случае проще всего использовать сценарный подход – т.е. быть готовым к любому развитию ситуации. Как для мировой экономики в целом, так и для России в частности, можно рассмотреть две базовые предпосылки – усугубление кризисных тенденций или постепенное улучшение ситуации. Таким образом, мы получаем 4 возможных сценария развития событий, каждому из которых соответствует своя ситуация на клубном поле

I. Локальный кризис - кратковременное снижение посещаемости и прибылей клубов с последующим восстановлением их на докризисном уровне и ростом, опережающим инфляцию.

II. Кризис отечественной экономики - снижение емкости рынка на среднесрочную перспективу, откат к концу 90-х годов, банкротство значительной части клубов. В каждом сегменте остается 1-2 лидера.

III. Россия – островок стабильности - коррекция, а затем стабилизация рынка на среднесрочную перспективу. Уменьшение среднего чека, но сохранение минимальной рентабельности, гарантирующей выживание.

IV. Фундаментальный кризис мировой финансовой системы - непрерывное падение интереса к клубам, кардинальное изменение структуры отрасли. Возможно – укрепление позиций «районных клубов» для молодежи и переход от роскошных VIP клубов к частным и крайне закрытым.

Чтобы понять, в каком именно направлении развивается рыночная ситуация, целесообразно использовать ключевые индикаторы. К примеру, данные смежных отраслей – коллег по luxury сегменту. Так, заметно упал спрос на аренду машин элитного класса. Упал прокат драгоценностей, впервые со времен Второй мировой войны элитные торговые дома снижают цены. О скидках на свои товары объявили Chanel, Versace, Christian Louboutin и Chloе, элитные бутики продовольствия теряют клиентов. В целом, если вы признаете наличие и системный характер кризиса, тогда вам лучше понять, что сейчас практически единственный правильный вариант действий – это сохранение того, что имеется на данный момент.

Меры по спасению утопающих

1. Начать зарабатывать. Кто сказал, что в клубе могут зарабатывать только за счет билетов, еды и напитков? Если не хватает креатива, всегда полезно взглянуть на сайты знакомств – ознакомиться с обилием способов вытягивания денег. Всякие мини аукционы, эксклюзивные изделия «только этого вечера», фотосессии и автографы приглашенных звезд, конкурсы на танец с «мисс танцпола» и прочее. Можно использовать и бесплатную рабочую силу, ведь многие молодые люди готовы на многое ради прохода в желаемый клуб. Вот пусть они и генерируют новые способы зарабатывания денег, проводят маркетинговые исследования удовлетворенности среди посетителей клуба, помогают на подхвате на черновых работах. Не надо привлекать исключительно девочек в купальниках. Вспомните тех же «флаерщиков» из 90-х.

2. Начать экономить. Клубы всегда старались поразить клиентов своим размахом, бьющей в глаза дороговизной, даже сами здания частенько строились с нуля, что уже нонсенс для Европы. Так что, оставшись без дешевых денег и не имея подпитки в виде экономического роста внутри страны, менеджеры должны в срочном порядке научиться решать проблему привлечения клиентов на базе ограниченных средств и в условиях строжайшей экономии.

3. Сохранить клиентов. В московских клубах ценят деньги. Но почему-то не посетителей, у которых эти деньги есть. К примеру, в одном из московских заведений клиент ежедневно заказывал ужин, а к нему бутылочку изысканного вина, ценой около 300 тысяч. Ужин к такому вину прилагался бесплатно. Но, недавно, после первого заказа вина всего лишь за несколько десятков тысяч рублей, клиенту сразу же был выставлен счет и за вино, и за ужин. Это – наша лояльность к клиентам.

4. Привлечь посетителей. Есть клиенты, которых мы не замечали. Просто они не знакомы с изысканными наслаждениями клубной жизни. Для первого прохода в клуб без знакомых, надо заплатить, предположим, 2000 долларов за гарантированный вход. Или быть позитивным, одеваться дорого, со вкусом, в стиле заведения. Кстати, в Европе считается, что человек получает заряд позитива именно в клубе. Собственно, для этого туда и ходят. У нас, если человек хочет пройти бесплатно, он должен придти со своим позитивом. А большинство из людей, непричастных к клубной жизни, не пойдут в то место, куда их могут не пустить, дабы сохранить чувство собственного достоинства.

5. Ценовая политика. Пожалуй, самое неправильное, что можно сделать – начать привлекать посетителей сниженными ценами. Во-первых, мало кто уйдет из любимого клуба со словами «в новом месте дешевле» – для человека из элиты это равнозначно плевку в душу самому себе. Кроме того, игра на понижение – это привлечение клиентов с наименьшей лояльностью, такой практикой пользуются только клубы-аутсайдеры. Проще раздать части постоянных посетителей клубные карты с хорошей скидкой.

А вообще, в эпоху приближающейся конкурентной борьбы, нужна только правильная стратегия и смена ментальности. К примеру, у нас распространена точка зрения, что если в самом клубе все дорого, а внутрь могут не пустить – значит, клуб хороший. Так вот: теперь самый хороший клуб – это тот, который понравился клиенту, куда он придет еще раз, и приведет друзей.

К последнему сообщению

Комментарии (7)

Bandos 20.12.2008 09:26
Вот так!
Пункт 5, который про ценовую политику! Сразу в голову пришел Кокос (ничего личного)!
E-fen 20.12.2008 11:37
Тут недавно и на новость про ди-джеев и кризис наткнулась, цитирую :

О мировом экономическом кризисе наслышаны ВСЕ. Коснулся он всех и каждого. Не обошел стороной и клубную культуру. Клабберы все меньше тусят, клубы теряют прибыль.  А что же с ди-джеями, как кризис отразился на их жизни?
DJ Talent (настоящее имя Anthony Ghosh), популярный лондонский ди-джей, недавно сообщил журналистам что в связи с кризисом ему пришлось продать свои золотые коронки с зубов, чтобы рассчитаться за кредит.
DJ Talent, который играет в основном electro house, рассчитывает выручить £30 за свои 28 золотых коронок.
«Это огромная утрата для меня и для моих зубов», заявляет артист «это может стоить мне успешной карьеры, я не знаю, смогут ли меня узнавать с белыми зубами».
Открыто заявляем, мы бы его и с золотыми зубами не узнали.
у_ тро 20.12.2008 11:46

смена ментальностей это даа 

все что не делается все к лучшему 

и даже в кризисе есть положительные моменты

 

Bandos 20.12.2008 11:48
Открыто заявляем, мы бы его и с золотыми зубами не узнали.

4UDA 20.12.2008 12:20
Вот так!
Пункт 5, который про ценовую политику! Сразу в голову пришел Кокос (ничего личного)!

согласен ошибкой было их просто поднимать
de_art 21.12.2008 11:12
Интересно, как в Томске будет проявляться: " А вообще, в эпоху приближающейся конкурентной борьбы, нужна только правильная стратегия и смена ментальности."
Поймут ли руководители томских "элитных" заведений, что помимо дорогого интерьера и хорошего звука, есть ещё такие понятия как PR и маркетинг (в правильном понимании этих дисциплин). Что для создания культуры отдыха нужно устанавливать устойчивую коммуникацию с аудиторией, мало того её, в нынешних условиях, придётся заинтересовывать!
Наступающий 2009 год может вскрыть кучу интересных моментов, а вот какими они будут, позитивными (тогда мы скорее всего увидим зачатки клубной культуры в "Сибирских Афинах") или это будут очередные "минимизированные" схемы выкачивания денег (если таковые у людей будут).
2 4UDA: интересная тема, жаль что в ней все примеры только московских клубов.   

Добавить комментарий

Имя: * Вебсайт (без http://):
Capcha введите цифры в поле ввода

Анонсы