|
"Винил" против "цифры"
|
27.01.2009
Споры о выгодных сторонах цифровой техники по сравнению с другими носителями начался еще задолго до того, как CD-диски стали пригодны для диджеинга. Многие меломаны с опытом трепетно вспоминают первый компакт-диск, произведенный по полному цифровому циклу, и разошедшийся индустриальным тиражом. Это был альбом Brothers In Arms группы Dire Straits (1985). При прослушивании оказывалось, что и правда – ничего не шипит, не плывет, не гудит, и на многих системах звучит, как бы это правильно сказать… чистенько.
Но, как известно, человеческий слух развивается. Через несколько лет на цифровые носители посыпались упреки. Первыми, кто придрался к удобному приспособлению, были товарищи с абсолютным слухом – маэстро классической музыки и джаза. Неудивительно: эти музыканты всегда были фанатичны по отношению к качеству звучания. Их не остановило даже то, что наука на тот момент погрешности цифровой техники считала незначительными и неуловимыми для человеческого слуха. Однако «люди с золотыми ушами» заявили, что погрешности очень даже слышны и заступились за дорогие и громоздкие пластинки.
Но цифра продолжала развиваться. То, что в практичной западной культуре удобство побеждает качество, вполне объяснимо. iPod, представленный осенью 2001 года, только подлил масла в огонь: устройство совершило революцию в мобильном воспроизведении музыки и оптимизировало организацию записей.
Однако долгое время этот процесс не врывался в диджейское ремесло. В некоторых субкультурах DATами и CD, конечно, пользовались, но уважаемое диджейское искусство образца начала XXI века неизменно ассоциировалось с вертушками Technics SL1200. Появляющиеся к тому времени CD-вертушки вызывали только недоверие со стороны профессионалов.
Одним из пионеров использования CD-дек был Лоран Гарнье. С одной стороны, он прекрасно понимал все недостатки компактов и техники, которая их воспроизводит. С другой – пропагандировал «цифру» за ее преимущества. Во многих интервью того времени Гарнье рассказывал, что цифровые технологии обеспечивают быстрый доступ к свежему промо- и демоматериалу, а дают возможность редактировать материал под свои концептуальные нужды, например, приклеить вступление или удлинить трек. Таким образом, «цифра» позволяла быстро решать многие творческие задачи еще до появления цифровых устройств нового поколения – Final Scratch, Serato.
Производители цифровой техники не стояли на месте. К 2005 году Serato или Final Scratch избавились от своих детских болезней – задержек, плохо прописанных драйверов и так далее. Появились “блины” с тайм-кодом, позволяющие сводить треки вручную так же, как и виниловые пластинки, причем на обычных вертушках. Стало возможным использовать любой материал и подгонять скорость независимо от тональности. Специальные контроллеры предоставили быстрый доступ ко всем важнейшим параметрам и эффектам. К тому же и диджейский багаж похудел сразу на дюжину килограммов.Появление музыки на компактах отразилось и на музыкальном кругозоре диджеев. Цифровые записи позволяют играть композиции, никогда не издававшиеся на виниле. К тому же, они и дают возможность дешево приобретать огромное количество музыки. Посему, во многих странах, виниловый диджей оказался на грани вымирания, как мамонт: пластинки стоят недешево, доставка почтой занимает время, со временем винил портится. И вот результат: заслуженные мастера, еще пару лет назад клявшиеся в вечной верности винилу, начинают пересаживаться на цифру.
Однако недостатки цифровых технологий никуда не испарились. Среди них можно назвать то, что цифровой сетап более капризен и часто дает сбой. Многие аудиофайлы не подвергаются профессиональному мастерингу, то есть обладают сомнительным качеством. Оцифровать любимые записи на виниле совсем не просто – это весьма трудоемкая задача. Кроме перечисленного, поиск нужного трека на компактах сводится к просматриванию бесконечных списков, в то время как виниловый диджей определяет искомую пластинку, бросив единственный взгляд на яблоко.
На самом деле, у «цифровиков» подготовка сета занимает кучу времени: многие укомплектовывают свой диджей-кейс крупными ярлыками с изображением официальных обложек. Нарекания по поводу качества звучания цифры неизменны: профессиональные исполнители и слушатели в состоянии сразу отличить компакты по колючим “верхам” и плоскому басу. Это сравнивают с кино, снятым на пленку, с фильмами, снятыми для телевидения – разницу улавливают даже не специалисты.
Получается, что хорошо изданный и незаюзанный винил однозначно побьет цифровой носитель. Плюс у пластинок есть своеобразная романтическая аура: их можно подержать в руках, разглядывая яблоко и ностальгируя, где и при каких обстоятельствах экземпляр попал в твою коллекцию. С этой стороны компакты – это всего лишь сборище нулей и единиц.
Касательно винила и цифры существует множество эмоциональных мнений. Есть снобы, которые ничего, кроме винила, не признают. Есть юные выскочки, которые посылают снобов в известных направлениях. А есть виниловые диджеи со стажем, которые все же начали играть на Scratch Live. Из таких людей никто не собирается забывать о своей виниловой коллекции, но ругать Serato, Final Scratch или Traktor тоже не планируют. Да, многие кричат, что только винил имеет право на существование, но, если до конца быть честными, разве клабберы покинут заведение, когда обнаружат, что диджей вышел с Pioneer вместо благородного Техникса? Главное, чтобы выступление было интересным и захватывающим.
Вот тут мы подошли к самому интригующему. Выходит, что компьютер может вообще изменить формат диджейского выступления, стереть грань между лайвом и диджейским сетом. Вот, например, известный аргентинский музыкант и дискжокей Capri исполняет сеты с помощью программы Ableton Live. Программа легко и удобно соединяет диджейский материал – композиции других музыкантов – со своими собственными, и c их частями. У Ариеля (так по-настоящему зовут Capri) специально заготовленные кольца, басовые линии, аккордные секвенции, и даже записанные специально для конкретного микса вокальные фразы окончательно смывают грань между диджей-сетом и лайв-выступлением. Еще Ableton Live позволяет легко интегрировать MIDI (для управления внешними устройствами) и специально адаптированные для этой программы контроллер-боксы.
Так что же день грядущий нам готовит? Как ни крути, а развитие цифровой техники набирает обороты. Спрос на винил падает, его производство становится дороже и скоро, возможно, само существование винилового рынка придет к логическому концу. Виниловые дистрибьюции, слывшие на протяжении десятилетий монстрами индустрии, заявляют о падающих доходах. Последней значительной новостью в этой области было банкротство дистрибьюции Neuton.
Да, у винила есть враги и музыкальная общественность знает их в лицо. Ричи Хотин, совладелец системы Beatport, проводит столь агрессивную коммерческую политику, что даже коллеги по диджейскому цеху обвиняют его в преднамеренном убийстве винила. В тоже время Greenpeace агитирует за полное сворачивание винилового производства, ибо использование PVC (поливинилхлорида) очень вредно для окружающей среды. Джазисты и классические музыканты с абсолютным слухом, кажется, уже смирились с прекращением производства магнитной ленты и пересели на систему Radar, чтобы писать высокоразрядные файлы с частотой дискретизации 192 килогерца.
И все же хочется, чтобы винил жил вечно. Но, по всей вероятности, до тех времен, когда виниловые вечеринки будут называться не иначе как “oldschool revival” или “vinyl retro”, а международная аббревиатура “DJ” будет означать Digital Jockey, осталось недолго.
|
| | |
|
|
А томская аббревиатура “DJ” будет и дальше означать "диск-жокей", ибо это очень дешево и вседоступно. Так что эта статья к нашей области не как не относится и диск-жокеев будет все больше и больше.
|
|
|
| | |
| | |
|
|
Вот лучше бы творчеством занимались... скоро доделаем возможность заливать видио! Я тут прям в тему одно очень крутое видио воткну.
|
|
|
| | |
| | |
|
|
А томская аббревиатура “DJ” будет и дальше означать "диск-жокей", ибо это очень дешево и вседоступно. Так что эта статья к нашей области не как не относится и диск-жокеев будет все больше и больше.
|
|
|
| | |
|
|