Диджейское право

03.02.2009
В руках диджея всем известные пластинки начинают звучать по-новому и производить на публику совсем иной эффект. Диджей, создавая произведение, как правило, использует и опирается на результат чужой творческой деятельности, однако при этом создает своё собственное уникальное произведение. Здесь возникает сложный и спорный момент об авторских правах. Какие проблемы стоят наиболее остро в сфере использования и охраны авторских прав в диджеинге и как разрешаются спорные вопросы? Что необходимо для того, чтобы произведение диджея было признано объектом авторского права? Часто ли выявляются нарушения авторских прав диджеями?

Ремиксы - это серьёзная работа, которая, как правило, делается профессиональными музыкантами, студийщиками, продюсерами и даже если в авторстве ремикса упоминается диджей, то в большинстве случаев это просто бренд, используемый так скажем "творческой группой", создающей данный продукт. Примеров этому множество, такие имена как Paul van Dyke, Paul Oakenfold, Timo Maas, Tiesto и много, много других на самом деле не являются диджеями-музыкантами-продюсерами в одном лице, это бренды продюсерских команд, где кто-то является лицом проекта, кто-то отвечает за производство музыкального материала, кто-то занимается промо и т.д. Только такие команды могут занимать нишу топовых артистов в отличие от бытующего среди российских диджеев мнения, что диджей это человек-орекстр - промоутер, продюсер, музыкант и артист на сцене в одном лице.
Практика производства и распространения ремиксов как дополнительного инструмента промоушена артиста и релиза используется во всё мире очень давно. Происходит это следующим образом: на оригинальную композицию (которая, к слову, может изначально не иметь никакого отношения к танцевальной музыке) делаются ремиксы в различных танцевальных (и не только) стилях. Эти ремиксы распространяются среди диджеев, работающих в клубах для получения дополнительного промо по данному релизу или артисту в целом путём привлечения клубной аудитории.
Зачем это делается? Всем известно такое понятие как "Сарафанное радио", это "народное" название устоявшегося в сфере торговли и распространения продукции термина "сетевой маркетинг", когда для распространения информации о продукте используется сама среда его потребления, без привлечения СМИ и т.п. "дорогих" рекламных инструментов. Как раз это явление и используется в музыкальном промоушене путём изготовления и распространения ремиксов. Дело в том, что обычные посетители клубов - клабберы, являются наиболее активной прослойкой молодёжи, которые интересуются музыкой и, несомненно, к мнению которых прислушивается их социальный круг. Если такой клаббер услышал в клубе композицию и она ему понравилась, он обязательно расскажет об этом своим друзьям и так по цепочкам информация начинает распространяться, вот вам и сетевой маркетинг в действии. Клаббер даже может не знать об истинном звучании данной композиции, но как минимум прослушает её потому, что услышит привычный для себя "андерграунд саунд", что даёт заведомо лояльное отношение к материалу даже тех клабберов, которые категорически отрицают любые другие музыкальные стили.
В российской музыкальной индустрии такой вид промоушена музыкального материала, к сожалению, на практике не работает в силу отсутсвия среди продюсеров молодых профессионалов, правильно понимающих работу данного направления со стороны заказчика и людей способных выполнить продакшн ремиксов на качественном уровне со стороны исполнителя.
С первым не сложно, тут главное понять "как это работает". Мой личный опыт в качестве ремиксёра давал очень хорошие плоды тем заказчикам, которые обращались ко мне за ремикшированием своих произведений. Им было понятно, как работает этот сектор музыкальной индустрии. Я всегда говорю: "Мало заказать и получить качественный ремикс, нужно понимать, что делать с ним дальше!". Со вторым сложнее, общий музыкальный уровень очень слабый, без необходимых знаний невозможно создание качественного продукта и поэтому не будут работать 2 условия:
1. Принятие решения диджея об использовании композиции в своих выступлениях. Западный материал, используемый диджеями в работе, представляет собой очень высококачественный музыкальный продукт и диджеи очень осторожно относятся к материалу от российских продюсеров, потому что в окружении западных композиций наш продукт зачастую создаёт "провал" в качестве звучания и настроении, что влечёт за собой отторжение публикой самого диджея, которая зачастую не понимает, что данный материал к самому диджею никакого отношения не имеет.
2. Распространение положительной информации о композиции. Даже если диджей поставит по какой-то причине палстинку с некачественным материалом, эффект "Сарафанного радио" всё равно не возникнет в силу того, что слушатель не отметит посредственный продукт, скорее даже наоборот, последствия от прослушивания такого продукта будут отрицатльными, это даст эффект отторжения композиции и, как следствие, артиста.
Здесь не спрячешься за непонятными рейтингами и голосованиями, используемыми СМИ, которые нельзя проверить, в клубе всё просто - или люди танцуют или уходят с танцпола, отсюда следствие - или диджея позовут ещё выступать в этот клуб или нет, поэтому повторяю: "наши" диджеи очень осторожно относятся к отечественному продукту, хотя последнее время, бесспорно, наблюдается качествнный скачок, вызваный выходом на международную сцену российских лейблов. В частности, iRecords Group за 3 года своего существования издали более 200-х релизов российских музыкантов, и все они продаются в крупнейших цифровых дистрибуциях мира, таких как iTunes, Beatport и т.д. рядом с ведущими западными лейблами, что несомненно говорит о росте отечественного музкального уровня.Какие проблемы стоят наиболее остро в сфере использования и охраны авторских прав в диджеинге и как разрешаются спорные вопросы?
Зачастую большинство диджеев и музыкантов начинающих работать в России, не имеют никакого предстваления об авторских, смежных и исполнительских правах, о действующем в стране законе, охраняющем их, о международном праве по данной тематике. Диджеи без всякой задней мысли находят в интернете партии и голосовые сэмплы из известных композиций и делают свои версии. После этого они начинают играть эти "переделки" в своих сетах, называя это "своим ремиксом". Такие "ремиксы" рассылаются на лейблы с предложением издать, лично я постоянно отслушиваю ремиксы на Мадонну, Аллу Пугачёву и т.д., который приходят через нашу форму приёма демо http://demo.irecords.ru, хотя в аннотации к форме чётко написано, что нужно слать только произведения собственного сочинения без заимствований и т.д. Тем не менее присылают, да ещё сколько! Самое интересное происходит, когда человеку присылают отказ издавать его материал. Он не понимает почему такой хороший ремикс на Мадонну не может быть издан. Человек не верит, что нужно очищать права на партии, вокал и вообще на само произведение для производства собственной версии. Его аргументами является обычно следующее: "Посмотрите, сколько ремиксов на битпорте, неужели все эти люди получали такие разрешения? Не верю! Вы меня обманываете!". На совет детально изучить закон реакция вообще не адекватна: "Что Вы мне мозги своим законом пудрите? У нас всё против людей".
Выход из этой ситуации мне кажется только в одном: распространение информации и элементарное правовое образование. Я считаю, что человек, начинающий деятельность в какой-то сфере должен прежде всего изучить правила работы этой сферы, её этические нормы и устои и самое главное - законодательство, регулирующее отношения в данной сфере деятельности. В данном случае такой сферой деятельности является музыкальная индустрия шоу-бизнеса, закон - "Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая".
Что необходимо для того, чтобы произведение диджея было признано объектом авторского права?
Тут ответ очень простой: для того, чтобы произведение диджея было признано объектом охраны авторского права оно должно быть оригинальным. Если речь идёт о смежных правах, то оригинальность не обязательна, Вы можете переделать уже существующее произведение, главное в этом случае получить все необходимые разрешения на его переработку и на использование партий из оригинальной фонограммы произведения, если такое использование имеет место быть.
Часто ли выявляются нарушения авторских прав диджеями?
Мы делаем всё для того, чтобы предотвратить такие нарушения, но, к сожалению, в практике работы iRecords такое нарушение было, чловек выдал работу западного продюсера за своё оригинальное произведение. Как только нарушение было установлено, релиз был изъят из продаж, а автору произведения были направлены извинения. Правда из 200-х изданных релизов это произошло всего лишь один раз, что я считаю хорошим результатом работы нашего "фильтра", принимая во внимание количество поступающего плагиата.


К последнему сообщению

Комментарии (2)

Slicker 08.02.2009 14:08

диджэй добро пожаловать, копипастиш статью об автоских правах?

не забывай указывать источник и автора%)

 

Добавить комментарий

Имя: * Вебсайт (без http://):
Capcha введите цифры в поле ввода

Анонсы