Данный текст меня подвигли написать обстоятельства, которые складываются неприятным для меня и думаю для многих думающих людей образом.
Речь пойдёт о дискжокеях и их музыкальном репертуаре, их индивидуальности в целом.
Начнём сначала. Кто такой ди-джей? Дискжокей – это человек, который просто включает для людей музыку. На мой субъективный взгляд ди-джеем, а точнее посредственным ди-джеем может быть каждый. Ведь чисто технически сводить два трека может и умственно отсталый, тем более с появлением таких программ как Traktor, Ableton или уж на худой конец Virtual DJ. Попробовать и научиться сводить может практически любой желающий. Та же самая история и с подбором композиций. Если ещё совсем недавно для составления грамотной, гармоничной компиляции, нужен был музыкальный слух, какие то знания и опыт, то сейчас достаточно только запустить специальную программу и она сама подберёт треки. Вот в связи с этой легкодоступностью ежедневно Россия обогащается немыслимым количеством dj . Но что отличает хорошего ди-джея от посредственности? Это индивидуальность, это особый взгляд на музыку и на то, как её преподносить.
А сейчас смотря на эту огромную армию «недо» ди-джеев и слушая их сеты можно сказать, что у как минимум 70% этих людей отсутствуют любовь к музыке, уважение к авторам композиций, уважение к людям для которых они включают музыку и вообще напрочь отбиты музыкальный вкус и чувство стиля. Ди-джеем быть модно, а значит, в эту профессию ежедневно приходят толпы дилетантов, которые либо прочитали статью (книгу) как стать диджеем и моментально поняли, что ди-джеинг – это их призвание, либо которых за месяц, в какой то сомнительной школе обучили всем премудростям и отправили в свободное плавание, покорять клубные горизонты.
Для этой массы ди-джеев музыка и создающие её музыканты являются вспомогательным материалом, для достижения своих тщеславных целей. В принципе эта масса людей является нормой для общества, в котором люди часто и по многу слушают музыку, часто ходят в клубы и периодически следят за мировыми событиями в музыкальной индустрии. Но масштабы, поведение этих масс и то, что они несут слушателю, заставляют меня писать этот текст. Ведь среди них не только молодые ребята, еще не расставившие жизненные приоритеты, для них ди-джеинг и музыка в общем – это всего лишь детское увлечение, которое в большинстве случаев не перерастёт в серьёзное дело всей жизни, но и те люди, которых считают кумирами, на которых ровняются слепые новички, музыку которых, некоторые, считают верхом совершенства…
Такие диджеи наносят огромный вред как вкусу отдельно взятого слушателя, так и музыкальной индустрии в целом. Своей безвкусицей, своей безграмотностью, своим потребительским отношением к музыке и пренебрежением к слушателю. Методы их работы просты и понятны – это отыграть что-то популярное и знакомое или же экстра модное и свежее, что – то, что наверняка «схавает» публика. Недалёкие же девочки ди-джеи либо под давлением своего директора, либо сами считают, что легче во время выступления раздеться и привлечь гораздо больше внимания и денег, нежели заморачиваться над созданием интересного звучания. Ну, в совсем запущенных случаях псевдо ди-джеи заранее записывают свой сет, а выходя на публику, включают его и можно сказать «работают» под фонограмму, что для ди-джеинга является просто абсурдом и дикостью какой-то. Эти люди приходят в профессию только ради кратковременного зарабатывания денег, не оставляя после себя ничего, кроме смешанных чувств у слушателя и презренной улыбки у профессионалов.
Теперь переходим к самому главному – к музыке, которую они играют. А они играют ту музыку, с помощью которой легче всего добиться успеха. Сейчас к такой музыке я отношу два стиля – это дано любимый клаберами и не только - House и шагающий вперёд, семимильными шагами - Trance. Если быть более конкретным, то в, если можно так сказать клубной России наиболее популярны дна направления, это простая, понятная, иногда животная музыка - Electro House и разные вариации Транса: Uplifting, Vocal, Progressive. До недавнего времени, большая часть ди-джеев играла именно Электро Хаус и новоиспечённые ди-джеи тех лет приходя в профессию поддерживали эту традицию. Это продолжалось ровно до того момента, пока не стало модно и «правильно» играть транс. Многочисленные статьи и высказывания в интернете и за его пределами о том, как плохо и безвкусно играть Электро Хаус или коммерцию (хотя для меня эти два слова слились во едино) и как гениально, ново и интересно играть транс, сделали своё дело. Так же свою лепту в смену полюсов вносят всевозможные мировые рейтинги, в которых первые места занимают именно диджеи играющие транс и надо сказать, что в большинстве своём занимают эти места заслуженно. Вот только, простите, у бестолковых подражателей создаётся свой образ успешного ди-джея и одной из главных отличительных особенностей этого успеха, для них является транс.
Теперь и новая плеяда дилетантов жаждущая славы и старая гвардия непрофессионалов в гонке за успехом - играют то направление, которое находится сейчас на гребне музыкальной волны. Направление, играя которое в них, скорее всего не кинут камень, а коллеги их не будут обвинять в безвкусице и бездарности, ведь это ж трааанс. Но я более чем уверен, что если завтра, на смену набирающему в России обороты трансу, придёт новый «герой», навязанный кем-то или чем то. Будь то Breaks или же Drum & Bass, а может быть даже и Hardcore, то эти ди-джеи, ради собственной материальной выгоды или же просто ради общественного одобрения будут играть то, что более модно.
Вся эта ситуация напоминает движение огромной толпы людей. Когда попадаешь в этот поток, легче всего, теряя человеческое лицо, индивидуальность, двигаться вместе со всеми, толкая и втаптывая тех, кто решил пойти в противоположном направлении. Я не призываю вас разворачиваться и идти в противоположном направлении. Я предлагаю вам замедлить свой ход и задуматься. Тем ли вы делом занимаетесь? Действительно ли ди-джеинг станет вашей профессией или же вы зря тратите драгоценное время и деньги? Если станет, то задумайтесь над тем, что вы играете? Если ваша музыка – это так называемая коммерция, то почему бы и нет, ведь в этом секторе есть много отличных композиций, да и играть то, что нравиться, то, к чему лежит душа, гораздо приятнее, чем потакая напыщенным тенденциям, кривя душой, играть например минимал или транс. Если ваша музыка – драм, то проповедуйте его, делайте это от всего сердца, а благодарный слушатель всегда поймёт и оценит вашу музыку и ваши старания.
Думаю, мысль моя понятна. Этой статьёй я не хотел ни кого обидеть или оскорбить. Я понимаю, что она не перевернёт сознание людей и скорее всего, затеряется на просторах интернета. Просто во мне накопилось много мыслей, часть которых я попытался высказать. Да и банально как меломану, мне хочется слышать больше разной, грамотно и красиво поданной музыки. Поэтому я призываю всех, оставаться самими собой, слушать, писать, играть ту музыку, которая близка, которая нравится именно вам. Не взирая, на мнение, каких бы то ни было знатоков, не взирая на модные тренды и общественные шаблоны. Давайте слушателю альтернативу бездарности и посредственности, а он сам сделает свой выбор.
Есть расхожая фраза: «Мы то, что мы едим». Если переводить на музыкальный язык, то: «Мы то, что мы слушаем». Не изменяйте себе, не обманывайте самих себя, цените музыку…