Дабстеп – бас и медитация в Брикстоне

20.11.2008
Незаметно для всех, в Лондоне, на фоне популярности грайма развился новый урбанистичес кий рейв-гибрид: дабстеп – инструментальная музыка, отчасти минималист ичная, но прежде всего, в ней очень много баса. Помимо всего этого, важнейшие дабстеповые вечеринки проходят в церкви. Итак, вперёд в Брикстон, на басовую мессу!
Лондон, суббота, начало мая: десять часов вечера, около бокового входа в церковь Святого Мэтью в Брикстоне стоит длинная очередь молодых людей в уличной одежде и спортивной обуви. Все терпеливо ждут, пока начнут впускать внутрь, но ждут они отнюдь не церковную службу. Старинный храм в романском стиле, чей импозантный портал с колоннами напоминает о былом блеске британской империи , служит местом сбора англиканского районного совета, а заднюю часть храма уже несколько лет арендует клуб Mass (Месса). В этот вечер имя и место вечеринки, ради которой клабберы со всей Британии приехали в южный Лондон, как нельзя лучше подходит тому, что происходит. DMZ, название всех вечеринок клуба за последние два месяца, стало уже неким магическим словом, превратившим Mass в место паломничества всей дабстеп-сцены . Корни дабстепа были описаны ещё четыре года назад в журнале Groove #75, Николасом Хёппнером в его статье о гэридже: волна тустепа опередила своё время и в тот момент, когда такие люди как Дэниел Бедингфилд или Крэйг Дэвид штурмовали при помощи тустепа чарты, начали появляться многочисленные субжанры. Стиль с доминированием эмси, в духе So Solid Crew, тогда ещё называвшийся гэридж-рэпом, стал впоследствии, по мнению многих, эмбрионом грайма. На клубных ночах Forward>>, проводимых лейблом Tempa, выступали такие музыканты как El-B и Horsepower Productions, придерживающиеся мрачного звучания тустепа с различными влияниями реггей, что потом окрестили дабстепом. А затем произошло следующее – гэридж прорвался в чарты и стало слишком много людей, желающих откусить кусочек чарт-пирога – одни переполнили рынок тустепа безликими треками, а другие, андеграундные рейверы, привлекал и к себе внимание по большей части драками в коридорах клубов. В результате, продажи пластинок драматически снижались, а грубый образ гэридж-рейве ров стал символом конца многих вечеринок. Forward>> эта ситуация не обошла стороной, и он потерял своё место жительства в фешенебельном Вест-Энде. Но организаторы вечеринок продолжали развивать стиль, переехав в маленький клуб Plastic People в Шордиче. Именно там, вдали от мейнстрима, и выросло со временем новое поколение диджеев и музыкантов.
Минимализм в каменных джунглях
К этому второму поколению и принадлежат трое создателей вечеринок DMZ, которые помимо клубной деятельности выпускают музыку на одноимённом лейбле. Mala, Coki и Loefah – всем за двадцать, родом из соседних кварталов Норвуда и Кройдона, на южных окраинах Лондона. Mala и Coki являются участниками дуэта Digital Mystikz, который и сыграл решающую роль в формировании дабст епа. Своим первым релизом Pathways для лейбла Big Apple, вышедшим в 2004 году, они представили радикальную форму развития идей первого поколения дабстепа. Они сократили тустеп-ритм почти вдвое, доведя его до минималистических зарисовок, а освободившееся пространство между ударными заполнили мрачными басовыми линиями, напоминающими продукцию Metalhea dz 1996–97 года. В то время как пионеры дабстепа Horsepower Product ions подчёркивали в своих интервью, что на их творчество сильно повлиял Basic Channel; Digital Mystikz, чья музыка существенно минима листичнее, говорили о сильном влиянии джангла и драм-н-бейса: «Я начал слушать музыку осознанно где-то в 1992 году, это был хардкор-джангл , который в то время крутили пиратские станции», – рассказывает Mala в своём интервью, «я был так воодушевлён этой музыкой, что на протяжении нескольких лет, как только слышал джангл, тут же принимался анализировать бит и откладывать в голове различные собствен ные звуки. Только в 2000 году я наконец-то отважился писать музыку. Есть много различных стилей, которые повлияли на моё творчество, но главным из них всё ещё остаётся джангл».
Эхо джангла и определённая степень минимализма как раз и образуют основу большинства треков Digital Mystikz, их звучание не подходит под какую-то жёсткую схему. Бит постоянно варьируется от прямого к ломаному, часто всплывают элементы реггей, и семплируются азиатские мелодии на флейте. Возникновение такого стилистического разнообразия Mala объясняет так: «Мне нравится экспериментировать со звуками, поэтому я постоянно использую новые ударные и семплы. Зачастую какие-то повседнев ные шумы побуждают меня к написанию треков. Все аспекты моей жизни вдохновляют меня на творчество». Повседневная жизнь в Лондоне непохожа ни на какой другой город Европы – это, прежде всего, беспорядочн ое взаимодействие людей различного культурного происх ождения. Дабстеп здесь работает как губка, впитывая и перемешивая всё акустическое разнообразие города.
Дребезжащие бары и духовность
При всём этом, главнейшая вещь в дабстепе это всё-таки бас. Поэтому главный слоган вечеринок DMZ звучит так: «Come meditate on bass weight». Басовые линии изгибаются в различных частотах, которые можно полностью прочувст вовать только на специально подготовленных саунд-системах. В «Мессе» для этого есть все условия: две колонки величиной выше человеческого роста заставляют двигаться не только тела, но также предметы и помещения, например, бар в другом конце танцпола вибрирует настольк о сильно, что ни одна пепельница не может удержаться на своём месте.
Наверное, именно преобладанием баса в этой музыке можно объяснить её название – дабстеп. Первоначально словом «даб» обозначали разложе ние песен в стиле реггей на их элементарные составные части, ударные и бас. Этот принцип стал составной частью лондонской рейв-му зыки с первых дней существования хардкора и джангла, и позже даже образовался целый стиль – драм-н-бейс, который как раз в дабстепе и нашёл своё самое новейшее воплощение. Именно в Брикстоне, где живут многие потомки карибских переселенцев, уже несколько десятилетий сущест вует большая реггей- и даб-сцена, которая сильно влияет на клубную культуру этой части города. Даже формат саунд-системы заим ствован дабстепом из реггей: Digital Mystikz, например, выступают в клубах в виде классической саунд-системы – два диджея (Mala и Loefah) и один эмси (Sgt. Pokes), ну и, конечно же, не обходится без «ревайндов», котор ые вызывают наибольший резонанс у публики. То, как Mala воспринимает культуру саунд-систем, показывает, насколько глубоко элементы реггей вжились в ДНК лондонской рейв-культуры: «Для меня это всё абсолютно нормально, так всегда делали на джангл-вечеринках. Подростками мы играли музыку в спальне и имитировали эмси с радио. То, что мы сейчас делаем, это просто развитие того увлечения». То же самое касается и идейных соотношений с реггей и религией растафари, которые постоянно всплывают в DMZ, например, в названиях треков вроде Walking with Jah, или призывы к медитации на флаерах к вечеринкам. «Музыка для меня является формой медитации», объясняет Mala: «это способ выразить что-то внутреннее. Несмотря на то, что наша музыка задумана как клубная, ты можешь слушать её в различных ситуациях. В ней есть много тёмных звуков, не в смысле злых или угрожающих, а скорее серьёзных – под них можно хорошо медитировать».
Поп-звезда из автономных структур
Однако, мед ита ция в церкви Святого Мэтью становится довольно оживлённой, когда после Digital Mystikz за пульт встаёт долговязый тинэйджер. «Can I have some noise for the Skream?» – звучит семпл с первой пластинки его сета и танцпол отвечает ему громкими криками и поднятыми вверх руками. Олли Джонсу, известному как Skream, только 20 лет, но он повлиял на стилистическое развитие дабстепа не меньше, чем Digital Mystikz. Это именно он автор Midnight Request Line, первого дабстеп-трека, попавшего в сумки недабстеповых диджеев. Это трек с типичным граймовым битом, где малый барабан заменён жёсткими хлопками, с эйфорически нагромождёнными си нтезаторными аккордами, что, кстати, нетипично для разнообразного тво рчества Skream, но придаёт треку большой хитовый потенциал. Его сет на DMZ, очень хорошо встреченный публикой, состоит исключительно из его неизданных треков. Догадки о выпуске полноценного альбома Skream уже несколько месяцев будоражат дабстеповые форумы. Если какой-то дабстеп-м узыкант и имеет шанс стать поп-звездой, так это Skream.
Подъём, кот оры й переживает дабстеп в последний год, базируется исключительно на различных автономных структурах. «Дабстеп сформировался практически без поддержки крупных лейблов и традиционной музыкальной прессы, только независимым и путями», говорит музыкальный журналист Мартин «Blackdown» Кларк, который вместе со своим блогом сопровождает развитие стиля. Люди времён ночей Forward>>, находящиеся вокруг лейбла Tempa, по-прежнему активны, а из крупных электронных лейблов дабстепом заинтере совались пока только Rephlex и Planet Mu. В то время, как Planet Mu раскрывает брейкбитовый потенциал стиля, выпуская таких музыкантов, как Vex'd, Distance и Boxcutter; лейбл Rephlex выпустил две компиляции «грайма», на которых фактически присутствовали дабстеповые проект ы (Digital Mystikz, Kode9 и др.). Многочисленные небольшие лейблы вроде DMZ, которые выпускают нескончаемый поток дабстеп-релизов, н ередко управляются самими музыкантами.
То, что пластинки с дабстепом сейчас можно хорошо продавать, подтверждают слова Пола Роуза, владельца лейбла Hotflush и автора эмбиент-ориентирова нного проекта Scuba: «Когда мы начали нашу деятельность три года назад, самые успешные синглы мы продавали тиражом 500 экземпляров, за последние шесть месяцев наш оборот вырос более, чем в два раза, сегодня мы продаём более тысячи экземпляров релиза». Да и сама дабстеп-сцена вышла между тем за пределы Лондона при помощи блогов, вроде того, что ведёт Мартин Кларк, и многочисленных форумов. На самом важном форуме dubstepforu m.com можно найти записи передач лондонских пиратских станций, которые выкладывают ревностные ценители стиля. Незаконные радиост анции, на которых можно услышать новейшие промо-копии музыки, вещают из спален Лондона, и именно они стали важнейшим средством распрост ранения дабстепа и непреложным барометром новейших тенденций.
Гипнотический контрпроект
После того, как с недавнего времени на рынок, где раньше доминировали макси -синглы, предназначенные в основном для диджеев, обрушился поток полноценных альбомов, мы можем утверждать, что дабстеп значительно вырос как стиль. Среди всех альбомов особняком стоит вышедший в середине мая на лейбле Hyperdub безымянный альбом проекта Burial. Версия дабстепа от Burial это в определённой степени контрверсия творче ства Digital Mystikz и Skream, у которых на первом плане стоит клубная культура. Альбом Burial состоит из гипнотических звуковых панорам, которые звучат скорее как эхо танцевальной музыки, которая раздаётся из-за закрытой двери клуба. Burial тоже перерабатывает мно гочисленные шумы своего родного города, но не ограничивает себя только лишь музыкальными влияниями, он расширяет диапазон до повседневных шумов и отзвуков. Характерные для дабстепа биты и басы как бы утопают в эмбиентной атмосфере звуков улицы и дождя. На обложку альбома он поместил ночную фотографию своего квартала с высоты птичьего полёта, сам альбом тоже звучит как обозрение тёмной мистической картины Лондона. Дабстеп от Burial становится пост-рейв-музыкой, под которую, говоря словами Mala из Digital Mystikz, можно хорошо медитировать.
Статья: Дэниел Фёрч для Groove #101, август 2006
Теги: Музыка 

К последнему сообщению

Комментарии (1386)

Admin 20.11.2008 19:20
Саня, есть чего нового по сабжу ?

Добавить комментарий

Имя: * Вебсайт (без http://):
Capcha введите цифры в поле ввода

Анонсы